четверг, 12 января 2012 г.

Изюм: педаль Electro-Harmonix Worm XO (Vibrato, Tremolo, Phaser, эмуляция Wah)


Продолжая серию "елки зеленые, а стоило ли это продавать?!"...
Сегодня напишу про многостаночника EHx Worm XO. Это переиздание старой педали в новом XO-корпусе. Как-то так сложилось, что Worm считают одним из самых неудачных стомпбоксов в линейке гармониксов. В основном все ругают ее за шум и среднее качество каждого эффекта. Попробуем разобраться, как же все на самом деле и удалось ли избавиться в новой версии от известных недостатков...

Вступление

Сразу скажу, эта педаль была у меня чуть меньше года. Купил я ее в основном из-за тремоло и вибрато - на замену своему Marshall VT1 (в нем не устраивал заметный буст сигнала при включении эффекта и имеющая место картонность звучания). Фейзер и эмуляция вау для меня были с одной просто приятным дополнением, с другой - я все же делал на них определенную ставку. Получалось, что управление педали не самое удобное (нет ручки "Форма волны", например), но очень уж импанировало то, что взамен я получаю еще целый фейзер, ну и эмулятор вау - оно того стоит (думал я)! К тому же, дополнительной плюшкой являлось то, что к эффекту можно подсоединять педаль экспрессии, и в глубине души я надеялся, что смогу использовать ее еще и как вау-педаль! В общем, надежд было очень много. Некоторые из них оправдались, некоторые нет. Но обо всем по порядку. А начнем, традиционно, с видео:


Плюсы, минусы, особенности

Сначала думал разделить эту часть обзора на пункты "плюсы и минусы", но потом подумал и сделал как есть - все вперемешку, но разделено на абзацы. Дело в том, что педаль специфична и некоторые вещи - это не плюсы и минусы, а просто ее особенности. Удобно это для вас или нет - решайте сами. Итак...

Главным сюрпризом, о котором нигде толком я не вычитал стало то, что ручка Range по-сути сочетает в себе 2 функции - частота (НЕ скорость) модуляции и глубина эффекта. В основном, именно вот это делает педаль достаточно специфичной - не всегда можно получить от нее именно то, что ожидаешь. Находишь несколько интересных положений, они пригодны и хороши. Но это именно отдельные положения, а осознанно контролировать прибор - сложно.
В крайнем левом положении, если бы это была ручка Depth, мы бы получили неизмененный сигнал - без эффекта. Но здесь прибавляется регулятор тона, поэтому и в крайнем левом положении и в любом другом - тон будет другим! Вы не сможете как бы просто добавить к вашей гитаре немного эффекта.

Раз пошли по крутилкам, сразу скажу и про Rate (скорость модуляции). Тут тоже есть небольшой минус. До середины хода крутилки скорость меняется заметно. А вот во второй половине колебания такие частые, что разницы почти нет. По-мне, лучше бы уж изменение скорости было более плавным.

Про ручку изменения режимов особо писать нечего. А вот про диод - можно. Он пульсирует в такт со скоростью модуляции. И это, по-мне, большой плюс педали.

Эмуляция wah. Я сначала даже толком не понимал, что это за нафиг? Автовау и все тут! А нет. Аутовау - это кваканье, зависящее от динамики игры, от силы удара по струнам. А тут именно эмуляция. Короче говоря, как и все остальные режимы - есть модуляция и ее скорость. Только здесь не тремоло или фейзер звучит, а "вау" - на каждое колебание (и мигание диода, соответственно). Если настроить колебания в соответствии с ритмом песни (в этом тоже поможет мигающий в такт диод), можно получить неплохие эффекты быстрого "вау", например. То, что вживую (ногой) делать замучаешься. На низких скоростях тоже можно получать приятные обволакивающие звуки. Но обычную кваку, естественно, ничто не заменит) И Worm в том числе.

Интересной особенностью педали является все, что связано с переключателем "Auto - Manual/Epx". Режим Авто - штатный режим работы педали. А вот на втором режиме остановимся подробнее. Если вы подключили в доп. вход педаль экспрессии (Exp), то можете управлять частотой-глубиной эффекта. Т.е. в режиме эмуляции вау можете квакать как обычной квакушкой с ножным управлением, в режиме фейзера - фейзерить :) Я так и не нашел педаль экспрессии, чтобы протестить это. И очень сожалею. Потому как по моим прикидкам в режиме тремоло должно получаться что-то типа педали громкости, только с  не совсем обычным звуком :) В общем, это должно прийтись по вкусу экспериментаторам.
Но даже если вы не подключаете педаль экспрессии, вы можете повеселиться - для вас становится доступным режим "Manual". Берем и просто вертим среднюю крутилку пальцами! При этом в режиме фейзера и тремоло можно добиться тех же интересностей, что и с помощью педали, например, BBE Sonic Stomp: саунд вашей гитары будет преображаться и вы услышите то, что никогда из своего инструмента не слышали! Особенно заметно на перегрузе. Он из достаточно сфокуссированного и среднечастотного, например, может стать объемным жирным и низистым - очень мощным. Или что-то в этом духе :)
Кроме того, в этом режиме вы можете просто вращая крутилку пальцами получать модуляции. Вы сами будете задавать как им колебаться. Но нам, товарищи гитаристы, это не очень-то удобно - руки-то ведь заняты, верно?)
На видео ниже можно посмотреть как парень играется с педалью экспрессии.


Со временем, я стал сомневаться аналоговый ли этот эффект, и не картонит ли он немного. На первый вопрос нигде не нашел ответа. Развинтил коробку, посмотрел на внутренности. Вспомнил, что ничего в этом не понимаю. И закрутил все обратно. Возможно, попозже найду и выложу фотки что внутри. Ну вроде типа я как бы все же думаю, что это все-таки аналог :) Как дополнительный аргумент может выступать то, что блок питания (как и у большого брата) не стандартный, а на 24 вольта. Думаю, если была бы цифра, они бы не стали заморачиваться с нестандартными напряжениями. А вот по поводу второго - картонности - пересмотрел еще пару раз видео Gearmanndude (оно - после этого абзаца) и понял, что не зря я что-то такое подозревал. Оригинал все-таки звучит немного живее и естественнее.


Про шумы. На страте они меня просто бесят! Если ставить эффект до преампа, то они слышны отчетливо. Если подключать в петлю эффектов (после преампа) - шумов меньше. Это я в основном про режим тремоло. Еще есть еле различимые в режиме вибрато. НО! Это все касается только страта (с шумящими по определению звучками!). Если берем что-то с хамбаккерами, шумов нет! Ну может, если прислушиваться, то и есть что-то. Но не более, чем в других педалях. А в режиме тремоло они слышны со стратом, в основном, потому что это родной шум звучков. Тремоло, как известно, делает звук громче-тише. Возможно ручка "Range" не имеет для страта нормальных положений (она ведь отвечает в т.ч. и за тон), поэтому выползают так отчетливо на первый план шумы синглов?.. Не знаю. С другими педалями (например, Marshall VT1) такого вроде не было.

Режим фейзера. Начнем с того, что я на него расчитывал и надеялся больше чем на эмулятор вау. По демкам в интернете он как раз дает винтажный звук, который меня бы вполне устроил как единственный фейзер в борде. Но я люблю низкие скорости. Что-то такое медленное фленджерообразное, только с другим окрасом. И тут засада! На таких оборотах вместо ожидаемого "...вввуууеееэээеееууувввууу..." получается "...____ввуеееэээеееууувв____...". Т.е. на низких частотах звук практически пропадает :((( Может, конечно, это только со стратом (с лес полом не пробовал). Но это оказалось очень печальным - к использованию непригодно. На скоростях побыстрее этого практически не заметно, так что трабл относительный, конечно. Но относительно меня - существенный. Кстати, на эмуляции вау, например, такого не наблюдается - нормальная модуляция без провалов в громкости на любых скоростях.

Режим тремоло. Бедноват, оно очень неглубокое и не всем подойдет.Зомбирующего трансового пульсирующего ужаса из него выжать нет никакой возможности. Ну и (как я уже говорил) шум, если он у вас в принципе будет, на этом режиме заметнее всего.

Режим вибрато. Это мой любимый режим. Если я ничего не путаю, то это вибрато очень похоже на Uni-Vibe. А мне именно такого и надо! В общем, мне очень нравится это вибрато. В отличие от того же Marshall VT1, оно гораздо более живое и прозрачное! Но по сравнению с большим братом все же немного картонит (слышно, когда слушаешь лоб в лоб). Именно немного.

И последнее. При включении педали есть небольшой буст сигнала. Скорее всего, это связано не с бустом как таковым, а с тем, что тон меняется (ручка Range). В любом случае, включение эффекта достаточно заметно. При игре с перегрузом получаем чуть больший гейн. Буст не такой сильный, как в педальке от дяди Маршала, но он присутствует. Я стал слышать его не сразу, но он есть :)

Эпилог

Вот похоже и все. Думаю, нет смысла объяснять почему эта педаль попадает в рубрику "Изюм"?) Отмечу только вот что. Обычно, купив педаль, я немного играюсь с ручками. Потом нахожу пару положений, которые мне нравятся и все - кручу потом что-то крайне редко. Но не с этой педалью! С ней я сидел несколько вечеров вплотную, вращая ручки и каждый раз открывая что-то новое! И потом еще крутил их все не один раз) Мне кажется, что Worm - кладезь для экспериментаторов. Позволяет получить необычные или неожиданные звуки, и просится в использование в самых ("2" за тавтологию) неожиданных ситуациях.

У педали есть как плюсы, минусы, так и просто особенности - и каждому следует для себя решить подойдет ли она ему. Поскольку, если подойдет, может стать верным товарищем)
Я же поигрался и хватит. Куплю отдельно фейзер в духе Phase 90 и вибру в духе Uni-Vibe, обе обязательно с регулятором глубины эффекта. Кстати, нашел вариант где они обе в 1 корпусе - может это и есть лучший вариант... В общем, я опять в поиски. А пока вибраты нет, ее почти успешно заменяет режим "Pitch Modulator" моего TC Electronic SCF :)

PS: Вспомним, кстати, педалборд Джейсона Барвика - он использует на выступлениях большой Worm :)


0 коммент.:


Отправить комментарий